На главную страницу

Леонид Леонов. Новости
Биография Леонида Леонова
Книги Леонида Леонова
Высказывания Леонида Леонова
Статьи о Леонове
Аудио, видео
Фотографии Леонова
Ссылки на другие сайты
Обратная связь
Гостевая книга

.

Половчанские сады

«Половчанские сады» (1936-1938 гг.) — пьеса Леонида Леонова о подвиге, о героизме, созданная накануне Великой Отечественной войны. В ней звучит закон преемственности подвига: когда во исполнение исторической надобности гибнет один — его место естественно заступает другой.

«Половчанские сады» отмечены той емкостью реплик, какая в классической драматургии всегда была основным качеством художественного откровения. Торжественная лексика, ораторская взволнованность интонаций, насыщенность красок при почти церемониальной замедленности внешнего действия — все это позволило назвать постановщику пьесы в Художественном театре «Половчанские сады» поэмой.

Впервые напечатано в журнале «Новый мир», 1938, № 3. Ранее отдельные отрывки из пьесы публиковались в газете «Советское искусство» (1937, № 42, 11 сентября) и в «Литературной газете» (1938, № 11, 26 февраля). Впервые пьеса была включена в 3-й том Собрания сочинений Л. Леонова (М., Гослитиздат, 1953), а затем и в последующие собрания сочинений.
Работу над пьесой Л. Леонов начал в 1936 году. 21 января 1937 года он писал В. И. Немировичу-Данченко: «Позвольте передать Вам пьесу, два акта которой я имел удовольствие читать Вам. Никто ее пока еще не знает. Названия ей пока тоже нет. Имелись предположения относительно — «Сад», «Волощанская гроза», «Гроза», «Дети» и проч(ее).
В основном я, конечно, беллетрист, а пьеса сразу попадает в Ваши руки. Тревоги мои множатся в неописуемой прогрессии. Судите меня по делам моим» («Ежегодник Московского Художественного театра, 1948 г», т. 1. М. — Л., «Искусство», 1950, с. 426).
В феврале 1937 года писатель читает пьесу коллективу МХАТа. Литературный вариант «Половчанских садов» был опубликован в журнале «Новый мир» в марте, театральная редакция пьесы завершена в октябре 1938 года. 6 мая 1939 года состоялась ее премьера в Художественном театре.
«Половчанские сады» — пьеса о подвиге, о героизме, созданная накануне Великой Отечественной войны. В ней звучит закон преемственности подвига: когда во исполнение исторической надобности гибнет один — его место естественно заступает другой. Параллельно в «Половчанских садах» следует создающий драматургическое напряжение сюжетный ход, проистекающий из конфликта Маккавеев — Пыляев.
Пьеса в начальном варианте была библейски проста. В дом благополучного человека, садовника и преобразователя жизни, пришел опустившийся бывший его соперник, расстроился при виде полной чаши его бытия, позавидовал, нахамил, и его прогнали. Это та самая зависть, про которую Л. Леонов сказал в «Скутаревском»: «Зависть — это восхищение неудачника», нередко бытующая в искусстве, в литературе (в виде коллизии Моцарт — Сальери, Вихров — Грацианский). Торжественная лексика, ораторская взволнованность интонаций, насыщенность красок при почти церемониальной замедленности внешнего действия — все это позволило назвать постановщику в Художественном театре «Половчанские сады» поэмой.
После премьеры, в беседе Л. Леонова с Немировичем-Данченко в директорском кабинете, Владимир Иванович признался: «Я чувствую, что в этом спектакле мы вам чего-то недодали . Но я рассчитываю, что в какой-то будущей постановке мы вам передадим с излишком». Речь касалась глубинного прочтения подтекста. К слову, Л. Леонов вывел из этого раздумья замечательного режиссера, на наш взгляд, справедливое заключение, что всякая сценическая трактовка пьесы всегда является соревнованием автора и театра. Кто-то оказывается сильнее.
В первой редакции пьеса была более лиричной. Однако в сценическом варианте помимо воли автора Пыляев дополнительно к своим качествам отрицательного героя стал еще и шпионом. Хотя его гадкая деятельность и была вынесена за театральные кулисы, все же это, естественно, наложило отпечаток на первоначальный авторский замысел. Впрочем, «устранение» Пыляева (арест, внезапная свалка в темноте, и зритель констатировал бесследное исчезновение злодея) решалось с обычным для автора драматургическим тактом.
«Половчанские сады» отмечены той емкостью реплик, какая в классической драматургии всегда была основным качеством художественного откровения. «И вот все я отбыл: любовь, славу и бегство, — говорит, формулируя неудачу своей поганой жизни, Пыляев. — Мне только пятьдесят, а уж руки коченеют по утрам. Пора на гроб доски воровать».

В послевоенные годы пьеса «Половчанские сады» с успехом прошла в ряде театров (в Большом драматическом театре им. Горького в Ленинграде в 1955 г. и др.). Подлинным событием явилась постановка «Половчанских садов» под названием «Садовник и тень», осуществленная в 1957 году Н. П. Охлопковым в театре им. Маяковского, где во многом были использованы первоначальные варианты пьесы.


"Половчанские сады" (в формате doc)

"Половчанские сады" (в формате fb2)