Дарвин, Уэллс и роман "Пирамида"
Д. Т о м с о н
(Канада)
Всю жизнь Леонов задумывался над будущим человечества: как будут жить в век рационализма, материализма, без религии? С появлением «Пирамиды» стало особенно ясно, что эти вопросы лежат в основе всего его творчества. В произведениях писателя советского периода они обычно соотносятся только с так называемыми отрицательными персонажами. Например, в известном эпизоде «Русского леса» (1953) Чередилов задает Вихрову вопрос. «Зачем жизнь?» Вихров отвечает: «Когда человеку дарят солнце, неприлично спрашивать, к чему оно» (Соч., 9, 268—269). Чередилов, конечно, «отрицательный», а Вихров «положительный», и читатель сначала воспринимает этот диалог как противопоставление вихровской жизнестойкости и чередиловской слабохарактерности. Но в свете «Пирамиды» диалог читается по-другому, и мы понимаем, что здесь Леонов, всю жизнь ставивший такие «неприличные» вопросы, ближе к Чередилову, чем к своему любимцу Вихрову.
Однако же для Леонова самый актуальный вопрос, как мне кажется, не вопрос «Зачем жизнь?» или даже «Зачем Вселенная?», а вопрос «Зачем человек?». В апокрифической Книге Еноха, лежащей в основе «Пирамиды», раздор среди ангелов вызван именно сотворением человека. История человечества состоит из попыток сатаны убедить Бога, что человек недостоин высокой, избранной роли и соответственно желания Бога оправдать его.
В начале своего творческого пути Леонов относился в общем оптимистически к проблеме назначения человека. Так, в «Воре» (1927, 1959, 1982) он писал: «Вверху, в пространствах, тысячекратно повторенных во все стороны, бушуют звезды, а внизу — всего только люди... но какой ничтожной пустотой стало бы без них все это! Наполняя собой, подвигом своим и страданьем мир, ты, человек, заново творишь его...» (Соч., 3, 9). Но в последние десятилетия его жизни этот положительный взгляд сильно омрачился вследствие исторического опыта XX в.
Эта тема развивалась у Леонова не без влияния других писателей и мыслителей XIX—XX вв. Здесь я остановлюсь только на двух из них — Дарвине и Уэллсе. Когда Уэллс начинал писать в 1890-е гг., теория эволюции казалась многим доказательством торжества прогресса и превосходства человека. Дарвин, например, заявлял: «Мы можем быть уверены, что общая смена поколений не была ни разу окончательно порвана и что никакие катаклизмы не распространяли разрушения на всю поверхность земли, Отсюда мы можем с доверием рассчитывать на безопасное и продолжительное будущее...». Но и в те времена некоторые мыслители, например Т. Г. Хаксли, учитель Уэллса, понимали, что эволюция не тождественна прогрессу, что она слепая сила, которая выдвигает то один вид, то другой, и что она вряд ли прекратится с появлением человека. Так, в «Воре» Пчхов размышляет: «...а может, свет уже не для человеков и ихних деток стоит, а для некоторых птичек и букашек, еще не осквернившихся?» (Соч., 3, 490).
Такое понимание эволюции означало непредвиденные затруднения для христиан. Если раньше они с трудом мирились с мыслью, что человек произошел от обезьяны, то теперь мысль что исторический процесс и не закончится им, окончательно по дорвала уверенность в человеческом избранничестве.
Но и рационалистические умы не могли принять такое миро понимание. Торжество рационализма, как предвидел Достоевский, ставит под вопрос этические и эстетические ценности человека, казавшиеся до того неотъемлемыми элементами его существа, и приводит к лозунгу «Все дозволено».
Уэллс разделял эти опасения, и его отношение к будущему поэтому было глубоко двойственным. В иных произведениях (например, в «Современной Утопии», 1905) он с удовлетворением провидит утопическое государство, основанное на научных, прежде всего математических, представлениях, где люди научатся справляться со своими животными, иррациональными инстинктами. Но в других (например, в повестях «Остров доктора Моро» (1896) и «Первые люди на Луне» (1901)) предостерегает от опасностей слепого поклонения разуму. Он понимал, что если предсказания Дарвина, в частности о плодовитости человечества, верны, то неумеренный рост населения поставит под угрозу все достижения культуры. Именно такие опасения беспокоят Леонова в его поздних вещах.
Если мысленные горизонты Дарвина ограничены судьбами человечества, то Уэллс мыслил космическими масштабами. Он понимал, что наша земля — только незначительный спутник звезды довольно средней величины и что, согласно второму закону термодинамики Р. Клаузиуса, различия в температуре и, следовательно, в энергии должны постепенно уменьшаться, приводя ко всеобщему тепловому уравнению: рано или поздно в нашей солнечной системе настанет неизбежное похолодание и все живое погибнет.
В «Машине времени» (1895) Уэллс представляет жизнь на Земле через десятки тысяч лет. При тусклом свете остывающего солнца замедлившееся обращение Земли вокруг своей оси и соответственно растущая сила тяготения все более приближают Луну к Земле — огромный красный диск занимает полнебосклона. В таких условиях человек сокращается до размеров карлика, боязливого и беззащитного. Процветают только самые примитивные формы жизни. Такие же картины мы находим у Леонова в «Пирамиде».
Гораздо раньше, в «Унтиловске» (1925), он доверял подобные мысли Червакову, рассказывающему сказку о машине времени. Там (налицо сходство с повестью Уэллса) говорится: «...в машинке сломался рычажок, и бесколесный вагон перемахнул на миллион лет вперед, через века, людские жизни, сотни революций, из двадцатого века в век десятитысячный. (...) И когда выглянул дуралей из окошка, то земли-то и не нашел, и солнца не нашел, ни щепочки, ни малой песчинки!.. Голый, потухший самоголейший пшик... великая дырка» (Соч., 7, 45).
Свой взгляд на творческий и интеллектуальный застой, ожидающий человечество, высказывал Н. Бердяев: «Абсолютное равенство оставило бы бытие в нераскрытом состоянии, в безразличии, т. е. в небытии. Требование абсолютного равенства есть требование возврата к исходному хаотическому и темному состоянию, нивелированному и недифференцированному, это есть требование небытия». Мысль Бердяева близка Леонову. В «Воре» фининспектор Чикилев открыто заявляет : «В неравенстве дело, вона что!.. Кабы одинаковость произвести везде, кабы догадалась природа все человечество на один образец соблюсти... чтоб рожались одинакового роста, весу, характеру, тогда бы и счастье поровну» (Соч., 3, 207). Через семьдесят лет в «Пирамиде» ему вторит другой фининспектор Гаврилов.
В романах «Соть» (1930) и «Скутаревский» (1932) Леонов прямо называет Клаузиуса, но, конечно, такие взгляды в условиях 1930-х гг. могли быть высказаны только антисоветскими персонажами — Виссарионом Буланиным и Петрыгиным. Если у Клаузиуса смерть Земли и культуры предопределена неумолимыми физическими законами, то для Леонова имеют значение соображения нравственного порядка, и именно они вызывают у него самые глубокие и трагические заключения. Христианство уверяет, что сотворение Адама — залог какого-то высшего назначения человечества. Достоин ли человек своего избранничества? Или, говоря словами Пчхова, «осквернился» ли он?
Раз вкусив от древа познания, человек стал создавать богатства своей культуры, но культура — это не только искусства и на уки, но и их зеркальный двойник, — военные технологии, эксплуатирование природных богатств, «усовершенствовавшееся» в наши дни до того, что человек стал угрозой не только себе, но и нашей планете. Гибель лесов угрожает еще худшей катастрофой, чем преступления всех тиранов XX вв.
Вспоминаются слова Ивана Карамазова о «широте» человека, совмещающего в себе в одно и то же время идеалы Мадонны и Содома: «Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил (...). Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота? Верь, что в содоме-то она и сидит для огромного большинства людей (...). Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей».
Леонов приходит к выводу, что культура — наш первородный грех. Здесь он перекликается с «Перепиской из двух углов» (1921) Вяч. Иванова и М. Гершензона — книгой, оказавшей на него огромное влияние. Что красота для Достоевского, то культура для Гершензона и Леонова.
Мотив двойственности человека возник у Леонова очень рано. В «Уходе Хама» (1922), одной из самых ранних его вещей, Хам рассказывает свой миф о творении: «Отец сказал, чтобы земля и солнце стали быть. (...) Земля зачала от солнца и родила яблоню, человека и пчелу... Были пустоты и глубины наполнены водами мрака. В них отражался Отец. Тот, который был отражением, пришел неслышно. Когда был близко — выхватил землю из руки Отца и прыгнул в глубины и пустоты. Он стал тогда вторым Отцом земли» (Соч., 1, 139). Мысль, что человек похищен у Бога и совращен Его отражением-противником, проходит через все творчество Леонова. Вопрос о назначении человека поставлен, таким образом, в самом остром ракурсе. Отсюда, например, слова комиссара Антона, довольно неожиданные в устах большевика: «Мне вот третьего дня в голову пришло: может, и совсем не следует быть человеку?.. Ведь раз образец негоден, значит — насмарку его? Ан нет: чуточку подправить — отличный получится образец!» (Соч., 2, 305).
Но как «подправить»? Антон, наверно, имеет в виду политические и идеологические методы. Если так, то его слова оказались пророческими: лет через десять после появления романа «Барсуки» (1924) образец оказался в самом деле негодным и миллионы людей пошли насмарку. «Чуточку подправить» и «насмарку его» приводят к одному исходу. Слова Антона имеют и более глубокий смысл: как же быть с несовершенным человечеством? насмарку его? или принять и признать несовершенство его природы?
В признании двойственности человека Леонов часто напоминает Достоевского. И в особенности важен для Леонова рассказ «Сон смешного человека» (1877), где герой, заразивший безгрешный «золотой век» своими пороками, неожиданно находит, что мир, впавший в грех, ему дороже, чем блаженство незапятнанного рая. Как известно, в 1935 г. Леонов написал статью «Падение Зарядья», где он вспоминает грязь, бесправие и жестокость дореволюционной жизни. Пересматривая статью в 1970-е гг., он оставил почти все, как было, но в самом конце прибавил: «И все же, несмотря на все перечисленные очевидности, мне грустно сегодня и жаль чего-то... чего?» (Соч., 10, 48).
Спор вокруг понятия «чистоты» часто ведут герои Леонова, особенно в таких произведениях, как «Обыкновенный человек» (1942), «Золотая карета» (1946, 1955, 1964) и «Русский лес» (1953). Молодые героини: Аннушка Свеколкина, Марька Щелканова, Поля Вихрова — посвятили себя идеалу чистоты. Грацианский, конечно, иронизирует над этой наивностью; но и Фирсов, и Леонов не очень доверяют чистоте, которая слишком часто оборачивается стерильностью. Как замечает Фирсов: «Всякий сор от жизни. В тюрьмах и на кладбищах не бывает сора» (Соч., 3, 489). В произведениях советского периода, от «Вора» до «Русского леса», Леонов неустанно предостерегает от соблазна подчистить или подправить сор, пыль, пепел человеческого сгорания.
Дарвин, конечно, хорошо понимал всю сложность процессов, которые привели к современному состоянию человека, все же носящего на себе «клеймо» низкого происхождения («Происхождение видов»). Сознание этой истины ни на минуту не оставляло Леонова. Любопытно, что Варя Чернецова, наивно верующая в чистоту и прогресс, дает эту книгу Поле, сама не понимая, как это утверждение Дарвина противоречит всему ее мировоззрению.
В XX в. теории Дарвина нашли подтверждение в генетике. Медлительные и непредсказуемые процессы генетических мутаций поставили, казалось бы, предел всем стремлениям произвести пресловутого «нового человека». Не случайно поэтому, что эта отрасль биологических наук была запрещена при Сталине, как не соответствующая ускоренным темпам пятилеток: «...задуманная перестройка человечества (...) являлась скорее биологи» ческой, нежели социальной, и потому представлялась бессмысленной без воспитательной обработки длительностью века в пол тора, в свою очередь немыслимой по лимиту оставшейся жизни великого вождя...» (2, 156).
В целях разделаться раз навсегда с этими первородными недостатками человечества Сталин и обращается к ангелу Дымкову, чтобы осуществить «глубинное вторжение в генетические тайники нашего естества» (там же). Эта дикая мысль, однако же, просто плод фантазии беллетриста. В наши дни успешно развивается генетическая инженерия, и уже говорят о возможностях преображения человечества, освобождения его от всех болезней и физических изъянов. Сталинская и, надо признаться, чикилевская мечта о всеобщем уравнении осуществляется. Как видим, Леонов уже в 1920-е гг. предвосхитил одну из самых острых проблем сегодняшнего дня.
Всю свою жизнь Леонов посвятил защите культуры прошло го. Олицетворением веры в нее стала для него Лотова жена, которая не могла не оглянуться на горящий Содом, несмотря на «за прет прощальной оглядки на покидаемое пепелище» (2, 158). В «Русском лесе» и «Пирамиде» много упоминаний о плачевной судьбе Содома, но прошлое, Зарядье ли, Содом ли, все-таки ми лее писателю, чем стерильное будущее. В самом конце «Пирамиды» рассказчика «потянуло оглянуться перед уходом». Он увидел, как «сносили старо-федосеевскую обитель», и услышал «потрескиванье исполинских костров»: «Столбы искр взвивались в отемневшее небо (...). Они красиво реяли и гасли, опадая пеплом на истоптанный снег (...) на мою подставленную ладонь погорельца» (2, 683—684).
Зарево это видно теперь отовсюду. Содом погиб и вместе с ним Лотова жена, но память о них осталась. А что останется от нашего современного Содома?
|